Весной нынешнего года собственникам предъявили к оплате через мировой суд долги, образовавшиеся в период с декабря 2019-го по январь 2020 года. То есть, более двух лет назад! Граждане уверяют, что исправно оплачивали все квитанции и о долгах - ни сном, ни духом. В ГИС ЖКХ за ними тоже никаких задолженностей не числится.
Стали разбираться, и оказалось, что в какую-то часть квартир квитанции поступали оба месяца, в другую - только в декабре. Потому и суммы предъявлены разные: кому-то за содержание МКД плюс пени и расход ХВС на СОИ, а кому-то только СОИ, т.е. буквально 20-50 рублей! Но вдобавок КАЖДОМУ собственнику (а в квартире их может быть трое, четверо и больше!) присуждалось заплатить судебную пошлину 200 рублей и 1,5 тысячи представительских расходов в пользу УК.
Жители подозревают, что квитанции, равно как и своевременные предупреждения о задолженности, им не направляли умышленно, чтобы потом, как говорится, «поиметь по полной».
В итоге этой осенью гражданам прислали повестки на судебные заседания. Кстати, истец требовал уже по 4,5 тысячи на компенсацию расходов! Лихо? Правда, суд скорректировал суммы до прежних 1,5 тысячи.
Но этим процесс не завершился. Оказывается, оба месяца жильцам не выставляли плату и за услуги Водоканала. И эти долги также будут взысканы по требованию УК.
А теперь - предыстория событий в версии главных героев - старшей дома Светланы Глазыриной и предпринимателя Максима Стриганова.
Ответчики
Замечу, что собственники Аганичева, 32, меняли УК частенько: сначала, как многим, пришлось уйти от «Управления» в МУП «ГУК», и, помнится, в тот период мы в «ТР» освещали проблему двойных платежек в их доме. Потом и с ГУКом партнерство не заладилось.
Однако в плане платежной дисциплины дом всегда был на хорошем счету, потому ни одна из компаний не отпускала его без затяжных боев.
- Стали искать замену ГУКу, - рассказала старшая дома Светлана Глазырина. - Обратились к Максиму Стриганову, о котором прочли статью. В июне 2019 года провели собрание, подписали с ним договор.
Шесть месяцев находились в подвешенном состоянии, потому что жилинспекция не включала наш дом в реестр новой компании. Пока ждали, на нас вышло ЖЭУ №1, и собрание решило перейти к ним на управление с 1 февраля 2020-го. Мы засомневались: получится ли у молодого предпринимателя тягаться с матерыми компаниями? О чем ему честно сказали. И поняли, что он крепко обиделся.
Когда за декабрь мы не получили счетов Водоканала ни в общей квитанции, ни в отдельной, я сразу позвонила Максиму Сергеевичу. Ответил, что ничего не знает. Через месяц звоню снова – говорит, это проблема Водоканала. Обратилась в Водоканал, чтобы они нам начислили плату – они утверждают, что это прерогатива УК.
Да, еще. Я просила у Максима Сергеевича копию договора, а также отчет о потраченных за два месяца средствах. Он заявил, что мы у него теперь не в приоритете, отчитываться не обязан.
Платежки за жилищные услуги, которые оказывал нам ИП Стриганов, почему-то дошли не до всех. А те, кто их получил, оплатили. Тем не менее, им мировой суд вменил 20-50 рублей СОИ вкупе с теми же 1,5 тысячи юридических расходов и 200 рублей госпошлины! Тогда, в мае, мы, обескураженные, ничего не поняли и написали отказ, дело было приостановлено.
В июле получаем заявление от Стриганова, где он уже просит, помимо полутора тысяч рублей юррасходов, еще три тысячи компенсации. С ним по нашей просьбе связалось руководство ЖЭУ №1 - предложили заплатить только долги за ЖКУ. Максим Сергеевич на уступки не пошел. Пошли к нему сами, просили: выставьте нам счета, мы все оплатим до суда. Он стоит на своем. Моя спутница согласилась, заплатила 1,7 тысячи плюсом к долгу в 100 рублей. Он ей выдал обычный кассовый чек и сообщил, что на нее заявление подавать не будет. Сказал, пусть каждый идет к нему в офис, и он с каждым будет решать вопрос индивидуально.
Обращалась за информацией о наличии квитанций за 2019-2020 годы в печатавший их тогда «РиП» - они отказали предоставить данные. Тогда мы провели собрание, наша управляющая узнала расчетный счет ИП Стриганов, подсказала: «Кто решит, платите по реквизитам и направляйте об этом уведомления».
Многие так и сделали - отправили мировым судьям уведомления 12-13 июля, а 25 июля получаем сообщения, что иск Стриганова принят к производству, и нам предлагают представить доказательства нашей законопослушности. Мы собрали всю переписку, отказ в выставлении квитанций. У меня суд был 20 октября, свидетельствовала, что все жители были согласны заплатить сразу – почему понадобилось ждать больше двух лет? Соседи передали, какой им предъявили аргумент: якобы Стриганов обращался, хотел все решить, но «ваша старшая меня послала». Я сначала даже не поняла, что он имел в виду: куда, говорю, послала? Ну скажите, кто ему мешал разнести по ящикам квитанции и предупреждения о задолженности? Работать с должниками - это непосредственная обязанность УК.
На втором судебном заседании юрист УК пояснила, что объявления о задолженности были размещены на подъездах. Я ответила правду – таких объявлений ни разу не видела. А вот листовки были, где УК обвиняла актив дома за скоропалительное решение в канун Нового года: «Подумайте, кто вас будет обслуживать в праздники?»
В итоге суд все же присудил 1,5 тысячи расходов и госпошлину. Мотивировано такое решение тем, что судья решила: объявления были. Получается, поверили на слово.
Как выяснилось уже на суде, счет на СОИ за январь был выставлен февралем, но его мы не получили. Иначе бы заплатили, ведь наши бабушки сразу бегут с квитанциями в кассы не глядя! Одна пожилая женщина осталась без компенсаций из-за этих СОИ - дочь пошла к Стриганову лично внести платеж, чтобы восстановить льготу.
Да, признаю, что некрасиво вышло у нас с Максимом Сергеевичем – сами же позвали его… Но мы его не обманывали, честно предупредили, что расстаемся. А он лукавит и при этом свою личную обиду ставит превыше всего.
Истец
Максим Стриганов прокомментировал ситуацию так:
-Жители обратились ко мне, просили помочь уйти от неугодной УК. Потратил на этот дом четыре месяца – собрания, встречи, обмен информацией. Поскольку ГУК очень не хотела отпускать дом, процесс затянулся. И когда вопрос о внесении дома в мой реестр был уже решен, они даже не захотели дать мне времени проявить себя. Потому что актив дома «передумал» и, как я полагаю, перенастроил жителей. Как только мы начинали что-то делать в доме, прибегали из актива: «Не надо, зачем?» Кое-что успел, конечно. Поставил урны перед подъездами, начал приводить в порядок заброшенную территорию за домом. Об устранении засоров в канализации не говорю, это норма. Но есть вещи, которые делал за рамками текущего содержания, например, прожекторы повесил для освещения их темного двора.
Смена УК – сложный процесс, ты должен у предыдущей организации запросить все документы на счетчики, реестры. Они до последнего упираются, не дают. Пока все подбили, сложилось так, что нас уже поменяли на ЖЭУ №1. И мы не имели права выставлять никаких квитанций параллельно с ними. Но в этот период направляли в дом человека с письмами в формате претензий, и объявления клеили, пытаясь досудебно урегулировать вопрос. Обход был не раз, уведомили всех жителей, что необходимо оплатить квитанции за два месяца. В ответ получали угрозы. На дверях расклеивали объявления с призывом не платить в адрес ИП Стриганов. Я не стал доводить этот факт до полиции. Предупреждали, что взыщем деньги через суд, но подавляющее большинство так и не заплатили.
А казна убытков не терпит. Спустя несколько лет решил собрать долги. Все законно, есть решение суда, по которому взыскиваем плату за декабрь-январь.
Что касается Водоканала, договор с ним у меня был заключен. У нас во всех домах действуют прямые договоры с ресурсниками, они ведут претензионную работу. Проблема в том, что у Водоканала есть право отсрочки прямых платежей на три месяца, и он этим правом воспользовался. Что это значит? Все счета за потребленную воду ресурсник выставляет юрлицу, УК. За это время нужно составить реестры, списки, потом сделать расчеты и выставить поквартирно. Водоканалу я отдал свои деньги, и теперь буду взыскивать их с жителей. Либо на добровольной основе, либо так же, через суды.
Возмущен тем, что жители пытаются уйти от ответственности. Думаю, они знают, что должны, но решили, что «прокатит халява».
Кроме этого считаю, что в этой истории пострадала моя репутация. Мне не понравились кляузы, которые распространяли на мой счет. И пусть это называют, как хотят – месть, обида, но считаю, что мы проучили людей за безответственность, за то, что не захотели вовремя заплатить. Все меры, предпринятые мною для этого, законны.
Ирина ПЕТРОВА.
Признаюсь честно, однозначного мнения по вопросу, поставленному заголовком, у меня так и не сложилось. Наверняка жители в чем-то лукавят. Что касается смены компаний, тут вступает в силу тонкая грань порядочности. Допустим, поспешили вы с выбором, поманили вас другие кандидаты «в даль светлую». Но не горело же под вами в эти полгода – ГУК все равно худо-бедно обслуживал! Поработали бы годик со Стригановым, потом бы выводы делали - справляется или нет.
Проще, конечно, представить себя на месте жильцов. Такой сюрприз через два года! Я бы тоже возмутилась и оспорила накладные расходы.
Но с другой стороны, привыкла разбираться, за что плачу, и если б не увидела каких-то начислений, добилась бы ответа. Но ведь не все люди таковы – каждый второй платит автоматически: сумма уменьшилась – и ладно, бывают же перерасчеты! А тут еще предновогодние листовки, которые вполне могли создать впечатление, что дом временно никем не обслуживается, потому и платеж не предъявлен. Для закона - это казус, но потребители не обязаны разбираться в законах и нюансах структуры ЖКУ, для этого есть управляющие компании.
Направляли ли жителям уведомления-претензии, не доказано. Как и то, что старшая дома «посылала» УК или вела агитацию против уплаты долгов. Мы предложили представить фото объявлений или долговых претензий за 2020 год - это бы качнуло весы в сторону истца. Пока есть только слова против слов.