Как пояснило министерство, внеплановая индексация нужна для обеспечения бесперебойной работы и развития инфраструктуры ЖКХ по всей стране и сохранения качества жилищно-коммунальных услуг для населения. За счет средств, вырученных от индексации, будут обновлены теплотрассы, водопроводы и другие объекты.
Наверняка такое решение многие потребители приняли бы с полным пониманием, по крайней мере, те, кто сознает сложности сегодняшнего положения… Только вот появились сомнения относительно платежной дисциплины. Ведь даже при существующем довольно-таки плавном индексировании тарифов (ниже уровня инфляции почти в два раза) долги никуда не делись, а что будет, когда квартплата вырастет?
Мы попросили руководителей теплоснабжающих организаций и расчетных центров оценить ситуацию с долгами за тепло и рассказать о претензионной работе с неплательщиками.
По статистике, лишь часть жителей оплачивает счета за ЖКУ до 10 числа. Остальные допускают просрочку платежа. Нарушение платежной дисциплины различных групп плательщиков влияет на надежность и качество предоставляемых услуг, устойчивую работу предприятий и организаций города в целом.
Если долг за ЖКУ накапливается, выплачивать его с каждым месяцем становится все сложнее, издержки возрастают - на него начисляются пени.
При наличии просуженной задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг, которая образовалась за период трех последних лет, гражданам не предоставляются компенсации расходов и субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
«Расчетный центр Урала» ведет работу в Нижнем Тагиле более чем по 100 организациям жилищно-коммунального хозяйства. Рассылает платежные документы абонентам, среди которых более 167 тысяч физических лиц и 7,5 тыс. юридических, ведет системную претензионную работу в отношении неплательщиков.
Долги населения в текущем периоде выросли на 206 млн. руб., за прошлый отопительный период рост был 204 млн. рублей. Такие суммы недоплат являются очень значительными для теплоснабжающих организаций, на них предприятия могли бы провести ремонтные работы, рассчитаться с поставщиками топливно-энергетических ресурсов.
Хотим поблагодарить жителей Нижнего Тагила за своевременные платежи, а также напомнить порядок взыскания долгов.
Если потребитель не оплатил квитанции в течение расчетного периода, ему направляется письменная претензия. В случае дальнейшей неоплаты готовятся документы для принудительного взыскания задолженности в судебном порядке. В этом случае с должника будет взыскан не только долг, но и пени, а также судебные издержки (госпошлина).
Кроме того проводятся акции, например «Красный платежный документ должнику». Подобные методы весьма действенны в отношении людей забывчивых, занятых или не очень дисциплинированных, но добросовестных. Если предупредительные меры не воспринимаются, на должника подается исковое заявление в суд.
Так, за отопительный период 2021-2022 гг. к должникам теплоснабжающих организаций – физическим лицам «РЦ Урала» подал в суд около 32 тысяч исков (заявлений о выдаче судебных приказов) на 400 млн. рублей. Предъявлено к взысканию судебным приставам более 20 700 исполнительных документов на 270 млн. рублей, произведены оплаты в рамках судебной работы с населением на 63 млн. рублей.
По должникам - юридическим лицам подано в суд более 1 500 исков на 120 млн., предъявлено к взысканию судебным приставам более 1 100 исков на 32 млн. рублей, произведены оплаты в рамках судебной работы с юрлицами на 170 млн. (с учетом ранее поданных исков).
Ирина ПЕТРОВА.