Логотип Тагильский Рабочий

1 октября - 100-летие джаза в России. Тагильская история

Российский джаз ведет свою историю с 1 октября 1922 года. А в Нижнем Тагиле джаз исполняли с конца 30-х годов. В ДКЖ им. М. Горького появился театрализованный джаз-оркестр под управлением Николая Стремоусова. Он же был вокалистом «Теа-джаза» со своеобразным, утесовского тембра, голосом. Публика обожала его. В 1941 году сюда был эвакуирован из Ленинграда Виталий Гевиксман (рояль), который стал музыкальным руководителем этого коллектива.

Изображение 1 октября - 100-летие джаза в России. Тагильская и

«Диксиленд»: Владимир Тарнопольский, Евгений Сеславин, Анатолий Беляевский.

 

Причина их популярности заключалась в том, что джаз-оркестр, пусть во многом несовершенный и, строго говоря, полупрофессиональный, творил искусство. Жители вспоминают, что на их концерты билеты были нарасхват. Трамваи с Вагонки были в это время переполнены, люди ехали на крышах и буферах вагонов.

В «Тагильском рабочем» от 16 февраля 1944 года «Теа-джаз» упоминается в рецензии. Там говорится, что в 1942 году коллектив получил статус профессионального решением дорпрофсожа и руководством Свердловской железной дороги. Они гастролировали по прифронтовой линии, в Сибири, на Дальнем Востоке.

В джаз-оркестре работали: Матвей Либерман (скрипка, эвакуирован в начале войны из Днепропетровска) – позже советский, российский скрипач, педагог, заслуженный деятель искусств РСФСР, Пименов (труба), Андрушкевич (кларнет и саксофон-тенор), Нестеров (кларнет и саксофон-альт), Попов (скрипка), Иван Проданов (труба), Владимир Котюков (вокал) и другие. А музыкальный руководитель Виталий Гевиксман, окончив Свердловскую консерватоию, позже стал популярным советским композитором, заслуженным деятелем искусств Российской Федерации, награжден орденом «Знак Почета» в группе создателей киноэпопеи «Великая Отечественная», где стал автором музыки большей части серий.

«Ником-Биг-Бэнд» в полном составе для записи на студии ТВ.

 

Николай Леонтьевич Брусницын (аккордеон) – еще одна знаковая фигура развития тагильского джаза. Руководил джазовым коллективом отдела кинофикации и первого тагильского цирка-шапито (на этом месте сейчас театр кукол). Был призван в армию в 1941 году, всю войну прошел со своим любимым инструментом – аккордеоном. Это музыкант от Бога. Сын Виталий (саксофонист, прекрасный аранжировщик-инструменталист) пошел по его стопам, руководил оркестром. Внук Владимир (кларнет и саксофон) тоже был перспективным исполнителем.

Юрий Чулков – руководитель эстрадного оркестра «Голубой экспресс» Дворца культуры железнодорожников в 60-х. Талантливый музыкальный руководитель ставил джазовые выступления коллектива со скрипачами - получался симфоджаз. Экспериментировал исполнение музыки в разных составах коллектива. У него работали Анатолий Ветошкин (саксофон), Павел Мереленко (труба), Владимир Мигунов (труба, директор НТГМТ), Владимир Абрамович (саксофон-альт), Дмитрий Перетыкин (контрабас), Виталий Бородин (саксофон), Виктор Фладунг (труба). Они ездили с гастролями по всей стране. Юрий Николаевич оставил большой след в истории тагильского джаза.

Группа тромбонов в Свердловске на ТВ. 1991 год.

 

В нашем городе было много небольших коллективов, исполняющих джаз в кинотеатрах перед началом фильма, в ресторанах. Это была в основном самодеятельность, пока в Нижнем Тагиле в 1958 году не открыли музыкальное училище. Одним из первых выпускников которого стал Павел Мереленко (труба).

Когда в Нижнем Тагиле в 1975 году открылся новый цирк, первым дирижером циркового оркестра был Эдуард Ефимович Ревинзон - пианист, отлично импровизировал джаз на разных инструментах, преподавал в колледже искусств. Павел Мереленко семь лет отработал там трубачом, потом 18 лет – дирижером.

- Помню, как пришел к нам Женя Сеславин (тромбон), ему было лет 15. Талантливый музыкант-джазист. Получил важный опыт исполнения разных направлений в музыке, - рассказывает Павел Федорович. – Наш коллектив был, по-моему, самым талантливым и дружным. К сожалению, живую музыку в цирке постепенно заменила фонограмма.

Был чисто джазовый по составу инструментов бэнд-оркестр «Улыбка» в ДК УВЗ. Руководителем стал выпускник музыкального училища пианист Владимир Злыдин.

По воспоминаниям Павла Мереленко и Евгения Сеславина, в Нижнем Тагиле было много талантливых джазовых музыкантов: Борис Булгаков (труба), Иван Марюхин (труба), Геннадий Кисляков (саксофон), Павел Салтаев (труба), Вячеслав Косарев (саксофон), Влерий Эйхман (тромбон), Александр Ерпилев (труба), Борис Сорокин (бас-гитара), Владимир Сысоев (ударные) - до сих пор работает в группе Валерия Леонтьева, Анатолий Беляевский (саксофон-альт, кларнет), Борис Агафонов (тромбон), Виталий Блохин (труба), саксофонисты Валерий Измоденов и Владимир Шадрин, Александр Конев (труба, вокал), Владимир Конов (труба).

ВИА «Влюбленные» (рук. - Е. Пономаренко). Будущие джазмены.

 

В августе 1991 года был основан оркестр популярной и джазовой музыки «Ником-Биг-Бэнд» при помощи и участии руководства НТМК. У его истоков стояли Владимир Злыдин (пианист, аранжировщик, художественный руководитель оркестра), Евгений Ветошкин (саксофон), Евгений Сеславин (тромбонист, преподаватель, аранжировщик, композитор, дирижер).

- Проводился тщательнейший отбор музыкантов, - рассказывает Евгений Анатольевич. - Были такие талантливые джазмены, как тромбонисты Борис Хомяков, Юрий Тегин, Владимир Климин, Виктор Королев, саксофонисты Виталий Брусницын, Евгений Ветошкин, Александр Ворончагин, Юрий Ремизов (преподаватель и дирижер ДШИ №1), трубачи Владимир Тарнопольский, Николай Исаков, Евгений Бурцев, Евгений Зубарев, на ударных играл Юрий Мурин, ритм-секция - Александр Морозевич (гитара), Борис Сорокин (бас-гитара), Владимир Божко (клавишные). Потом пришел Павел Мереленко (труба). Я был первым дирижером «Ником-Биг-Бэнда», мы играли джаз, гастролировали, участвовали в фестивалях, побеждали в Екатеринбурге, Перми, Орле, Хебе. Потом дирижером стал Андрей Тилькун.

Гастроли в Троицке: А. Беляевский, Е. Сеславин, А. Ерпилев, В. Блохин, Б. Сорокин, В. Косырев.

 

В 1992-м начал работу муниципальный духовой оркестр при парке им. А.П. Бондина «Тагил-бэнд», организатором и руководителем был заслуженный работник культуры Владимир Хомлев. Они выступали в парке, скверах и на улицах города во время разных торжеств. С 2010 года дирижером назначили Сергея Шмакова, бывшего ученика Евгения Сеславина, который после Тагильского музыкального училища окончил Магнитогорскую государственную консерваторию.

С 2020-го руководит «Тагил-бэндом» Евгений Сеславин, общий дирижерский стаж которого сейчас превышает 40 лет. Это очень талантливый музыкант и учитель. Его называют «крестным отцом всех тагильских духовиков». В составе оркестра есть ученики маэстро, которые, являясь талантливыми музыкантами, еще и преподают в музыкальных школах.

Этот оркестр больше всех из филармонии пользуется спросом на выступления. Естественно, «Тагил-бэнд» играет не только джаз, им подвластны разные направления музыки, которые зрители воспринимают с восторгом. Он многократный лауреат всероссийских и международных конкурсов и фестивалей.

Благодарю за помощь в подготовке статьи Павла Мереленко и Евгения Сеславина.


Ирина ФИРСОВА.


ФОТО ИЗ АРХИВА ЕВГЕНИЯ СЕСЛАВИНА.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Поиск по сайту

Разделы