Действительно ли профессия бухгалтера уходит с рынка труда? Заменят ли ее роботы?
Зачем аналитику изучать искусственный интеллект?
В интервью «ТР» об этом рассказывает Наталья ШАРАПОВА, заведующая кафедрой бухгалтерского учета и аудита УрГЭУ, профессор, доктор экономических наук.
- Сейчас на рынке труда достаточно много специалистов с экономическим, юридическим, гуманитарным образованием. Ваши коллеги ранее в интервью сказали: «Юристов много, хороших юристов мало». Как вы оцените ситуацию и с бухгалтерами, аудиторами и аналитиками?
- Профессия бухгалтера на сегодняшний день остается одной из самых востребованных на рынке труда. По данным крупнейшего портала по поиску работы, она вошла в топ-5 вакансий 2021 года. Сегодня более 30 тысяч организаций готовы принять квалифицированного специалиста- бухгалтера на работу.
Бухгалтер – это не тот технический работник, который только лишь заносит данные в программу 1С. Это профессионал, постоянно повышающий свою квалификацию, отслеживающий изменения законодательства.
Аналогично ситуация обстоит с аналитиками и аудиторами. Востребованы как опытные специалисты, так и новички в профессии.
На кафедре бухгалтерского учета и аудита УрГЭУ мы готовим высококвалифицированных специалистов, которые в процессе обучения проходят практику, стажировки, участвуют в различных научных мероприятиях.
На момент окончания Уральского государственного экономического университета абсолютно все выпускники трудоустроены по специальности.
Они умеют отслеживать и быстро реагировать на изменения законодательства как в области бухгалтерского, финансового, управленческого учета, а также налогового законодательства и аудита.
- Не раз слышал мнение о том, что профессия бухгалтера в скором времени уйдет с рынка. Как вы считаете, какие перспективы у нынешних студентов и абитуриентов специальности «Бухгалтерский учет, анализ и аудит»?
- Лозунги об исчезновении профессии преждевременны и безосновательны. Профессия бухгалтер остается, престижной и ответственной.
Рынок труда уже несколько лет предъявляет специалистам новые требования. Так, ранее были востребованы бухгалтеры, которые регистрировали свершившиеся факты хозяйственной деятельности, больше занимались рутинной работой.
Сейчас выпускник УрГЭУ не только компетентен в ведении управленческого, финансового, налогового учета, он также владеет навыками финансового и экономического анализа, бюджетирования, ведения архивного дела.
Он знает трудовое и налоговое право, использует современные информационные технологии, участвует в аудиторских проверках, оценке бизнеса.
Благодаря этому студенты трудо-устраиваются в российских и зарубежных компаниях банковского сектора, инвестиционных, страховых, аудиторских и консалтинговых организациях, органах власти.
Перспективы у наших студентов и сферы бухгалтерского учета в целом очень высокие.
Мы говорим о том, что данная профессия не исчезает, а продолжает быть востребованной на рынке труда.
- Мы живем в эпоху, когда IT-технологии проникли во все сферы нашей жизни. Как изменилась в связи с этим деятельность бухгалтера?
- В современных условиях ни одну сферу деятельности невозможно представить без информационных технологий. Изменения в бухгалтерии начались примерно с 90-х годов, когда появилась первая широко применяемая бухгалтерская программа 1С. Сегодня также применяются учетные роботы, искусственный интеллект.
Бухгалтер в таких условиях стал управлять информационными потоками данных финансово-хозяйственной деятельности организации.
Информационные технологии позволяют максимально эффективно использовать профессиональный потенциал в области управления экономической информацией.
В бухгалтерской сфере активно используются облачные сервисы, многие организации переходят на электронный документооборот в полном объеме.
Рутинные операции делегируются роботам. У бухгалтера появляется такой ценный ресурс, как время, которое можно использовать для анализа отчетных и внутренних документов, а также на повышение квалификации, саморазвитие, освоение смежных профессиональных компетенций.
При этом современные информационные технологии не смогут заменить человека: ни одна система не способна анализировать изменения бухгалтерского и налогового законодательства, выявлять противоречия с действующими нормативными актами. Без участия специалиста невозможно эффективное применение IT-систем.
- Как отразилась цифровизация на процессе подготовки специалистов?
- Мы включили в образовательный процесс различные программы. Так, например, при изучении дисциплин студенты работают в системах «Гарант», «Консультант», решают задачи в 1С-Бухгалтерия, Контур. Эльба, знакомятся с облачными технологиями.
Наши партнеры Pricewaterhouse Coopers (PWС) организуют онлайн-мероприятия, вебинары.
Если говорить об образовательном процессе, то в УрГЭУ реализуются программы с применением дистанционных цифровых технологий.
Вне зависимости от формы обучения применяются инновационные педагогические технологии.
- Профессионал всегда повышает свою квалификацию. Какие возможности есть для тех, кто хочет актуализировать, расширить свои знания?
- Для того, чтобы оставаться востребованным специалистом, отвечающим современным запросам рынка труда, каждому бухгалтеру необходимо повышать квалификацию.
В нашем университете реализуются различные программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки бухгалтеров и аудиторов.
Например, «1С-Бухгалтерия», «Бухгалтерский учет для малого бизнеса с применением 1С-Бухгалтерии», «Налоги и налогообложение», «Бухгалтерский учет в органах государственной власти и местного самоуправления».
Сегодня продолжается набор на программу профессиональной переподготовки «Бухгалтерский учет и налогообложение. 1С-Бухгалтерия-8».
Обучение начнется 29 января 2022 года. Данная программа разработана с учетом требований профессионального стандарта «Бухгалтер».
По окончании обучения слушателям выдается диплом о профессиональной переподготовке.
Ждем как опытных специалистов, так и начинающих сотрудников!
Реклама.
Цифровая эпоха бухгалтерии
Цифровая эпоха бухгалтерии действительно ли профессия бухгалтера уходит с рынка труда? Заменят ли ее роботы? Зачем аналитику изучать искусственный интеллект?