Логотип Тагильский Рабочий

Светлана Шибнева: «В другом театре я не смогла бы так мечтать!»

театр, куклы

Изображение Светлана Шибнева: «В другом театре я не смогла бы

В первый учебный день на знакомство со студентами актриса Нижнетагильского театра кукол и педагог колледжа искусств Светлана Шибнева принесла мышь. За партами – серьезные люди, которые хотят блистать на сцене театров и в кино, а тут мышь. Кукольная, конечно.

Но вдруг мышка крутанула хвостом, бросила на аудиторию хитрый взгляд и ожила! Это была лучшая реклама отделения «Артист театра кукол». 20 лет назад ожившая кукла впечатлила студентку Наталью Молоканову, сегодня она – главный режиссер Нижнетагильского театра кукол. А Светлана Ивановна продолжает удивлять зрителей и учеников своей актерской магией.

Не одно поколение детей выросло на сказках с участием легендарного кукловода Нижнетагильского театра кукол Светланы Шибневой, в ее биографии – более двухсот ролей! Светлана Ивановна из тех актеров, чье творчество полностью оправдывает почетное звание «Заслуженный артист России». Ее обожают зрители, уважают коллеги и студенты отделения «Артист театра кукол».

В Нижнетагильском колледже искусств она воспитала множество прекрасных актеров, в том числе основной творческий состав театра кукол. Большой профессиональный юбилей Светлана Ивановна отпразднует в следующем году, а 10 сентября ее ждет другая, личная и прекрасная круглая дата. В общем, поводов для разговора у нас достаточно.


– Светлана Ивановна, все же хотят стать актрисами, а тут – кукловод. Так и мечталось?

– Нет. Я пришла в театр кукол актрисой вспомогательного состава, но грезила о… театре драмы! Одновременно занималась в студии народного ТЮЗа при драматическом театре, играла в студенческом театре «ВАМ»...

– Что же изменило ваше отношение к работе кукловода?

– Судьба. В определенный момент передо мной встал выбор – остаться и развиваться в театре кукол или уйти в драматический. И тут мне открыла глаза на работу кукольника режиссер Фелицата Георгиевна Ранцева. Удивительная личность, ее преданность искусству поражала. Она помогла мне глубже понять, как работает и живет кукла, убедила, вдохновила и навсегда влюбила в профессию.

– Кем для вас стала кукла?


– Мне очень нравится ее оживлять. Доставать из себя нужные чувства, эмоции, вкладывать это в куклу и наблюдать, как она одухотворяется. При этом она учится у меня так же, как я учусь у нее!

А еще важное: в театре кукол, в отличие от драмы, могу играть роли любого возраста. Например, сейчас на репетициях спектакля «Серая Шейка» мы исследуем детскую душу. Мне нравится находить контакт со своим внутренним ребенком и наслаждаться детскими способностями мечтать и верить в лучшее. Думаю, в другом театре я не смогла бы так мечтать... А здесь мне Господь дает такие
моменты, такие судьбы и множество детств. Это огромное счастье!

– Наверное, не только из прекрасных моментов складывается профессия кукольника?

– Вы правы, это очень трудная профессия, в том числе физически. Помимо создания образа куклы нужно приспосабливаться к ее конструкции и особенностям, держать на весу. Кроме того, есть и сопротивление самой куклы. Бывает, что она отказывается работать,
пока ты не полюбишь ее… Сложно определить нашу профессию в паре предложений. Наверное, в любой работе без любви и увлеченности ничего хорошего не получится.

– Встречались вам куклы, с которыми очень сложно работать?

– В одном спектакле мне очень сложно было играть Владычицу. Кукла яркая, властная, хозяйка города. Все это мне как-то несвойственно, я тогда привыкла играть разных принцесс, воздушных девушек «ох-ах». И никак не могла перейти на что-то
такое жесткое, сильное. Но благодаря постановщикам все же влезла в шкуру героини и она сама по себе начала меня двигать. Персонаж получился крупным, мощным, кукла не мельчила, какая она стерва была!

Еще запомнилась роль в «Каштанке», красивом и трогательном спектакле. У моего персонажа Собачки не было реплик, она просто лаяла, но через лай нужно было передать все! Очень интересная задача.

– Что еще, помимо сопротивления куклы, нужно преодолевать актеру-кукольнику?

– Не могу работать, когда режиссер на меня кричит. Сразу теряюсь, не понимаю ничего, перестаю быть собой. А вот сейчас, например, с режиссером Алексеем Смирновым, который ставит у нас «Аладдин и волшебный светильник», очень легко и прекрасно работается! Он мягкий и спокойный, но всегда добивается результата, скульптурно выстраивает каждое движение кукол, чувствует
его и отрабатывает с актерами.

– Вы сказали, что вкладываете в куклу много чувств и эмоций, а как пополняете запасы энергии?

– Помню, как играла Еву в «Божественной комедии». Выходила из дома пораньше, чтобы подготовиться: шла в театр и любовалась окружающим миром – деревьями, небом… Это насыщало и очищало меня от рутины. Чем еще напитываться? Историями, которые ставим. Вот как с «Серой Шейкой».

Сижу в отпуске дома, читаю сценарий, реву. А потом добираюсь до того наивного вопроса маленькой уточки: «Мама, ты
ведь не навсегда улетаешь?», и он помогает справиться с эмоциями. Вот такие моменты не только наполняют, но и становятся терапией, которая помогает справиться с личными утратами, трудностями. Проживаешь жизнь заново, душу свою
залечиваешь.

– А где вам в театре, кроме сцены, очень хорошо, какой уголок ваш любимый?


– Любимое место – в зале, где-нибудь на последнем ряду. Люблю смотреть оттуда спектакли, репетиции. Ты там один на один со всем этим…


Виктория МЕЛЬНИКОВА.


ФОТО ИЗ АРХИВА ТЕАТРА КУКОЛ.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Поиск по сайту

Разделы