Логотип Тагильский Рабочий

11 сентября - День танкиста. Я - танкостроитель. Владимир Белобородов

Изображение 11 сентября - День танкиста. Я - танкостроитель. В

Владимир Белобородов 40 лет работает в цехе 130 – главном сборочном конвейере Уралвагонзавода. День танкиста считает своим профессиональным праздником, хотя про себя говорит: «Я – танкостроитель».

А еще 11 сентября он женился, и в этом году с супругой Валентиной Михайловной отметят 40 лет совместной жизни. Так что получается, для Белобородова это двойной праздник. А праздновать, по традиции, будут в Висимо-Уткинске, где еще в 90-х купили старый дом с участком, а затем отстроили новый – именно он давно стал отдушиной от работы, от стрессов, от усталости.

Единственный начальник бюро единственного конвейера в мире


На завод Белобородов пришел сразу после армии. Служил в Германии, в отдельной роте химической разведки второй танковой армии начальником радиостанции. А до службы окончил Нижнетагильский машиностроительный техникум по специальности «колесно-гусеничные машины». Там впервые познакомился с танком.


Почему такую специальность выбрал? Отвечает: отец Виктор Иванович всю жизнь проработал на Уралвагонзаводе в том же 130-м цехе, много о нем рассказывал, поэтому, еще не видя главный конвейер своими глазами, знал о нем практически все. И с самого детства Белобородов знал, что будет танкостроителем. А когда пришел на производство, убедился в том, что 130-й цех – это элита завода, работать здесь престижно и достойно. Именно об этом всегда говорил отец. Именно это подтверждает и сегодня Владимир Викторович.


Начинал трудовой путь наш герой контролером электромонтажных работ.


- У меня в разные годы были хорошие наставники – Александр Овчаренко, Валентин Малышев, Владимир Латников, Василий Ананьев, Николай Коробченко, Владимир Гринин, Виктор Любчак, – говорит Белобородов. – Это те люди, которые научили меня многому, да буквально всему. Прошел весь конвейер, изучил его работу, потом переходил на более сложные операции и так далее. Постепенно приобретая опыт и наращивая мастерство, от контролера третьего разряда дошел до самого высокого – шестого. После этого стал контрольным мастером на участке параметров и сдачи изделий, затем контрольным мастером на участке пробеговых испытаний. Там-то впервые сел за рычаги, благо еще с армейских времен получил права водителя-испытателя танка.


В 1996 году Владимир Белобородов отправился в свою первую загранкомандировку, где пришлось испытывать машины, обучать зарубежных коллег вождению. Через год вернулся на Уралвагонзавод и продолжил работать старшим контрольным мастером на пробегах, приобретая опыт в танковых испытаниях. Уже тогда на УВЗ начали готовиться к крупнейшему индийскому контракту.


В 2003 году Белобородов уехал на три года в Индию. Работа технического консультанта включала выявление и устранение дефектов, пробеговые испытания, стрельбу и многое другое. Ездили по всей стране. Об индийских коллегах Владимир Викторович отзывается хорошо: очень дотошные и любознательные, хотели знать все и сразу – и механику, и вооружение, и стабилизаторы, и стрельбу.


- Я им говорю: не разбрасывайтесь, выберите какое-то одно направление, - вспоминает Владимир Викторович. – Нет, отвечают, хотим во всем разбираться. Причем я отметил такую особенность: если индиец чему-то выучился, он ни за что не передаст свои знания другому. У нас совсем наоборот. Видимо, это объяснялось их страхом потерять рабочее место.


Когда после трехлетней командировки Белобородов вернулся в Нижний Тагил, в то время главный контролер завода Александр Чертовиков предложил ему стать начальником БТК – бюро технического контроля.


- Если честно, не ожидал такого, хотел остаться контрольным мастером, - признается Владимир Викторович. - Но Чертовиков тут же применил запрещенный прием: «Представь, что ты – единственный начальник БТК единственного конвейера в мире!» Звучало, конечно, здорово. Да и от поручений у нас не принято отказываться… И в новой должности в 2010 году меня снова на два года отправили в Индию, где встретили уже как родного. После командировки – новая должность, уже непосредственно в производстве – начальник отделения.


Танк – он как ребенок


Сегодня Владимир Викторович отвечает за организацию работы на всех участках и, конечно, за безоговорочное выполнение плана. В шутку его называют «реаниматором».


- Если человек что-то сделал своими руками, у него в голове откладывается понимание особенностей конструкции, особенностей монтажа, технологии, он знает, что может произойти, если сделать неправильно, из-за чего может возникнуть дефект, - говорит Белобородов. – Для того, чтобы это понять, надо все потрогать руками. Это только кажется, что танк – грозная машина. Нет, конечно, она действительно сложная, но на самом деле делается руками человека.


Например, танк Т-90 М «Прорыв» - для меня как ребенок: при мне родился, я его воспитывал. «Прорыв» – название очень точное и подходит для танка, это действительно прорыв в танкостроении, машина уже хорошо себя зарекомендовала. В части сборки, монтажа я стоял у истоков ее создания, все делалось у меня на глазах, иногда и моими руками.


На дилетантский вопрос: можно ли танком управлять, если умеешь водить машину, Белобородов отвечает:


- Автомобиль и танк – это разные вещи. Хотя… Когда-то к нам на завод приезжал актер и режиссер Андрей Ростоцкий (Денис Давыдов в фильме «Эскадрон гусар летучих»). Снимал свой художественно-документальный фильм «Оружие России». Мы ему помогали в съемках. Сначала камера снимала, как Ростоцкий садился в танк Т-90, затем он тихонько уходил из кадра, а мы тем временем показывали ходовые возможности машины. Потом вновь в кадре появлялся актер и так далее. В конце съемок Андрей попросил разрешения сесть за рычаги. Известный водитель-испытатель Олег Домрачев уступил ему место. Буквально на пальцах объяснил, как управлять: внизу – как в автомобиле, кулиса переключения – все время вперед или назад, рычаги – вправо или влево. Ростоцкий первый раз в жизни сел в танк и поехал, кстати, довольно уверенно.


Что касается семьи Белобородовых, есть повод говорить о династии. Сын Сергей, как его дед и отец, тоже пришел работать на главный конвейер УВЗ. Начинал технологом, затем перешел, как и отец, в бюро технического контроля, тоже был контрольным мастером, старшим контрольным мастером, а когда Владимир Викторович вернулся из Индии, сын на два года сменил его в этой стране. В общем, шаг за шагом Сергей шел по отцовскому пути. Но потом так сложились обстоятельства, что сыну пришлось с семьей уехать в Екатеринбург. Сейчас работает на Уральском заводе гражданской авиации специалистом по линии контроля. Но у Владимира Белобородова есть внук и внучка. Так что на Сергее династия, возможно, и не остановится.


Справимся!


С конца августа сотрудников «танковых» подразделений Уралвагонзавода перевели на особый режим работы. Связано это с выполнением гособоронзаказа (ГОЗ) и значительным увеличением объемов важнейших для обороноспособности страны задач. Нововведение каснулось не только работников механосборочного, но и металлургического, вагоносборочного производств, которые задействованы в выполнении работ по ГОЗ. Также внедрена система временных переводов в подразделения механосборочного производства из других подразделений предприятия, организовано переобучение и повышение квалификации сотрудников.


Что по этому поводу думает начальник отделения цеха № 130?


- Мы все понимаем и приложим максимум усилий для выполнения поставленных задач. У нас есть рабочие руки, есть знания, есть опыт. Справимся!

 


Елена РАДЧЕНКО.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Поиск по сайту

Разделы