Логотип Тагильский Рабочий

Князь тагильских дорог. Руслан ПШИЗОВ

князь

Изображение Князь тагильских дорог. Руслан ПШИЗОВ

Директор Тагилспецдорремстроя Руслан Хасанович Пшизов. На языке адыгов фамилия звучит «Пшижъ», т.е. «старый князь». Правда, князь Руслан, по меркам кавказских долгожителей, вовсе еще не старый – родился в 1941-м. Для Тагила он аксакал аксакалом – в его лета вообще уже мало кто работает, а чтоб еще и буквально на одном месте! Офис Пшизова находится в старом здании на углу улиц Карла Маркса и Огаркова, а сюда предприятие переехало еще в начале 1970-х.

- Ноги сами сюда идут, уже автоматически на работу тянет, - смеется Руслан Хасанович. - Кабинет только был у меня другой, а здесь раньше работал загс, где в 1975 году мы регистрировали брак с женой.

На покой не хочется. Будет скоро 55-летие работы в дорожном хозяйстве, а 1 марта 2023 года – полвека моему руководству. Так я хочу добить свой стаж до этих круглых дат, а там можно и на отдых.

В Тагил - через авиацию

После школы в ауле Руслан отучился в Майкопском техникуме, работал в Краснодарском вторчермете – крановщиком, мастером-механиком. Очень захотел стать металлургом и рванул в лучший вуз страны – в МИСиС, но не прошел по баллам. Зато легко поступил в Сталинградский автодорожный, откуда в 1964 году с неоконченным высшим студентов забрили в армию. После учебы в авиашколе – НТТИМ, аэродром Салка, где Руслан Пшизов служил авиационным диспетчером.

- Опыт и диапазон общения получил незаменимый, ведь у меня в диспетчерской побывало немало важных людей: зампредседатель Совета Министров СССР Байбаков, главком Ракетных войск генерал Толубко, директор Верхнесалдинского завода Агарков. Демобилизовался в ноябре, к началу года в институт не успел и решил поработать по профессии в Нижнем Тагиле.

С коллективом единомышленников.
 
С коллективом единомышленников.

В 1967 году устроился мастером, потом вступил в партию, стал начальником дорожного отдела горисполкома. И пошло-поехало – специалистов не хватало, и Пшизов долго был единственным инженеромдорожником в городе, хотя институт закончил уже в 1970-м. Словом, пустил корни.

- Я, конечно не Демидов, но адыго-черкесское наследие на Урале создал! Трое детей, недавно четвертый внук родился.

Лучше гор могут быть только горы

Земляки частенько шутят над Пшизовым: раньше, мол, на Урал людей в ссылку отправляли, а он добровольно там застрял! В ответ он «сетует» на предписание судьбы и травит байку собственного сочинения: - Пришел к господу кадровик: «Что будем делать с Пшизовым? Хотел поступить в МИСиС, стать металлургом, а сделался дорожником». Господь подумал и отвечает: «Отправляйте его в Нижний Тагил, город металлургов, пусть там дорогами занимается!» А если серьезно, я считаю, что кавказские горы ничем не отличаются от уральских, здесь просто солнца поменьше, и мандарины на деревьях не растут. Но люди великолепные, они меня и покорили.

Люди делают дороги,

... а дороги делают людей – закаляют их характер. В январе 1966 года предприятие начало первые шаги. Почти все дороги были на балансах у НТМК, УВЗ и химиков, в ведении горисполкома – только 10%. Впрочем, работы им и без того хватало, ведь обслуживали массу объектов, вплоть до мостков на пруду для полоскания белья.

- Мой первый начальник Олег Сергеевич Киселев – фронтовик, полковник, летчик. Вместе с руководителями города - Владимиром Кирилловичем Наливаем, Андреем Матвеевичем Грачевым - решили создать дорожную службу с собственной технической базой, чтобы постепенно принимать заводские дороги на баланс. Этот процесс завершился только в 1986 году, и тогда городское эксплуатационное управление автодорог преобразовано было в специализированное управление строительства автодорог.

Все решалось в условиях дефицита денег, искали доступные материалы и технологии. По инициативе Пшизова на заводе Куйбышева наладили производство знаменитой уже шлаковой брусчатки, которую укладывали на глиняные дороги.

- Попросил дорожников участок той самой брусчатки не демонтировать, оставить на память! – сообщил наш герой. – Вы знаете, что мы одними из первых в России провели паспортизацию дорожного хозяйства? Надо было не просто замерять расстояния – надо было исследовать геологию. На каждой улице через 200 метров бурили скважины на глубину до двух метров. В этом помог Сергей Иванович Николаев – после руководства рудоуправлением, он стал моим замом по капстроительству. Построили асфальтобетонный завод – приехал зампред правительства Маслеников. Объявил нам благодарность за оперативность, спросил, чем помочь. А я возьми и попроси профнастил для кровли бетонохранилища, тонн 20 надо было. И ведь помог – через два месяца пришли к нам два груженых вагона.

Колодец памяти

Руслан Хасанович достает стопку книг с дарственными подписями известных людей: выходцы из его родного аула, чемпионы мира, министры, одноклассник, ставший президентом республики. Выходцы из Тагила, занявшие высокие посты в правительстве страны…

«Старый князь» легко черпает рассказы из глубокого колодца памяти – не может забыть о талантливых людях, благодаря которым Нижний Тагил заслужил звание «Города трудовой доблести». Среди них и легендарный летчик-испытатель Юрий Левит, вместе с которым в 90-е создавали городской аэропорт. И архитектор Владимир Солтыс - без обращения к его знаниям и опыту дорожники когда-то и шагу не делали.

Ни один дорожный ремонт не обходится без контроля Руслана Пшизова.
 
Ни один дорожный ремонт не обходится без контроля Руслана Пшизова.

- Вот план постановления 1973 года о строительстве Южного моста через Тагильский пруд, подписи Наливая, Солтыса…50 лет прошло, а у меня душа о мостах болит. Объем мостового хозяйства вырос, а специалистов, которые смогут грамотно его эксплуатировать, нет. Их нужно обучать, это отдельная наука инженерная! Мы раньше занимались только уборкой мостов, текущим ремонтом покрытия, а за самим сооружением никто не следил.

Друг Аркадий

С удовольствием слушаю рассказы о другой тагильской легенде – Аркадии Зиновьевиче Смелянском. Дружили семьями, отношения начались задолго до того, как Смелянский стал влиятельным руководителем. С анекдота:

- В 1975 году ездили с женой в Адыгею, потом отправились к морю. Там подошел к нашей машине мужичок - увидел номера уральские, завел разговор. - Откуда? – Из Тагила. - И мы из Тагила! А сам позвал жену Инну Марковну, и она принялась допытываться: «Кто в Тагиле руководит горисполкомом?» Я ответил. «А кто горздравом заведует?» Я снова в курсе – говорю, это мой сосед по саду.

Потом они рассказали, как было дело. Аркадий не поверил, что перед ним тагильчанин - «разводит он нас, какой-то черно…й, отдыхает с блондинкой»! Сколько эта история породила шуток в дальнейшем!

Помню, в Адыгее гостили в 90-е годы, ездили по аулам. Раз собралось за столом человек 50 адыгов. Аркадий очень удивился двум вещам. Первое, когда он вставал произнести тост – вставали все. Такой обычай - почтение гостю. Второе, ни одной женщины за столом – где они? Они на кухне занимаются. А можно я к ним пойду? Конечно! Там женщины его окружили - обнимают, щебечут. Аркадий потом подсмеивался: кавказцы думают, что они всем управляют, а их женщины очень умные, они говорят – пусть так и думают, но мы-то знаем, кто в доме хозяйка.

«Руслан русскую жену привез!» Отцовская наука

Супруга Руслана Хасановича – красавица, под стать мужу, была в его же управлении секретарем, а потом окончила вуз и работала директором вычислительного центра у транспортников.

Не секрет, что на традиционном горном Кавказе смешанные браки не одобрялись. Решив жениться на русской девушке Нине, Руслан проявил характер. А его отец - душевную щедрость и мудрость. Первая свадьба была в ауле в 1974 году.

- Забрали брата, для которого наш приезд стали сюрпризом, дождались темноты - по обычаю невесту в дом привозят ночью. На шум машины во двор вышел отец - заворчал…Мама была в больнице тогда. Если что, говорю Нине, палатка у нас с собой. Отец все же пригласил в дом. «Ну что, невестка, будем знакомиться». Открыл холодильник – «собирай на стол, что найдешь». Нина приготовила яичницу, помидоры порезала. Отец посмотрел на глазунью: «Да-а, экономный невестка мне достался – сосчитал, по два яйца на брата» …Наутро весь аул шумел: «Руслан русскую жену привез!» Нина, хотя и темненькая была, красилась в блондинку, что само по себе выглядело вызывающе.

После обеда отец говорит: «Пусть Нина наденет все самое лучше, что есть, а ты заводи машину». Нина выходит, он глянул, удивился: «И это у тебя самое красивое платье? Запомни, сын, о муже судят по тому, как одета жена!». Я открыл отцу переднюю дверь, а он вдруг сел на заднее сиденье рядом с Ниной. Я думал, мы в русский хутор поедем, где я учился, где много друзей. Но мы сделали два круга по аулу и вернулись домой. Потом только до меня дошло – так он всем показал, что Нина благосклонно принята в семью, и чтоб никто больше не вякал!

Но жена до сих пор подначивает насчет нарядов: «Не можешь одеть меня, как отец завещал?» Она у меня с брянщины родом, и я придумал, будто бы отец мне еще один наказ дал. Как разозлит, за голову хватаюсь - предупреждал же, говорю, отец: «Сынок, женись на ком хочешь, хоть на цыганке, только не на брянской!»

Конечно, она с нами уставала. Потому что любой адыг, черкес, появлявшийся в Тагиле, обязательно оказывался в нашем доме, как на перевалочной базе. «Устрой ты их в гостиницу», – умоляла жена. Я успокаивал: «Женой адыга быть очень трудно… Но почетно», – смеется Пшизов.

Спасибо сельской учительнице

Руслан Хасанович премного начитан о судьбах кавказских народов, знает историю предков. Пшизовы оказались расселены, на Украине уже четвертое поколение живет, в Волгограде, в Костроме…

- В России со временем остались мирные черкесы, переселившиеся на равнину. Мой прадед был из тех, кто остался в своем горном поместье, и сейчас в республике готовят фильм о нашем роде. Много адыгов мигрировало в Турцию – там их сейчас насчитывается 5-6 млн, а в России - только 800 тысяч.

Зато какие эти русские адыги!

Родному языку Руслану Хасановичу не довелось научить детей. Произношение сложное – сплошь гортанные, взрывные звуки, как крики хищных птиц, как камнепад.

- Жена за 50 лет не освоила. Но сейчас внуков Леву и Алису я научил хотя бы считать до 10 поадыгейски.

С любимыми внуками.
 
С любимыми внуками.

Русским Пшизов владеет лучше многих – спасибо сельской учительнице Антонине Шишховой:

- Муштровала нас, говорила, что адыгский мы все равно будем все знать, а без русского в жизни не обойдемся.

Знаменитый свердловчанин Николай Данилов рассказывал, что когда они, сотоварищи, готовили в МинЖКХ от облисполкома постановление о развитии городского хозяйства Нижнего Тагила, трое исконно русских руководителей давали материалы на корректуру адыгу Пшизову.

- Хвалиться - так хвалится, - махнул рукою «князь». - В армии на спор писали диктант с преподавателем русского языка из западной Украины. Я одну ошибку сделал, а он – восемь!

Ирина ПЕТРОВА.

ФОТО НАТАЛЬИ ФУКАЛОВОЙ, СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВА И ИЗ ЛИЧНОГО АРХИВА РУСЛАНА ПШИЗОВА.

 

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Поиск по сайту

Разделы