Для многих читателей «ТР» присвоение Нижнему Тагилу почетного звания «Город трудовой доблести» стало одним из самых значимых событий 2020 года. Они звонили в редакцию, чтобы поделиться радостью, благодарили за цикл публикаций о тружениках тыла, рассказывали о своих родственниках, работавших во время Великой Отечественной войны и внесших свой вклад в Победу.
Заслуженный учитель школы РСФСР, почетный ветеран города Валентина СЕМЕНОВЫХ рассказала о династии Долгушиных-Семеновых, четыре поколения которой работали на Уралвагонзаводе более полутора веков.
- Я люблю свой город, здесь я родилась, училась в прекрасной школе №38 станции Нижний Тагил Свердловской железной дороги, в педагогическом институте и проработала в системе образования более 40 лет, - начала разговор Валентина Леонтьевна. - Радуюсь, что город хорошеет и, уверена, к своему юбилею будет еще краше. Горжусь, что в год 75-летия Великой Победы Указом президента ему было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести».
Дед Валентины Леонтьевны, Иван Илларионович Долгушин (1878 г.р.), и его сын Леонтий (1908 г.р.) устроились на строительство Вагонзавода в 1936 году.
- Через два года дедушка ушел по состоянию здоровья, а отца призвали в армию, - вспоминает Валентина Семеновых. – Вернулся обратно на завод, отслужив на Дальнем Востоке в пограничных войсках. Когда началась Великая Отечественная, производство всего за два месяца перестроили на выпуск военной продукции. В декабре 1941 года были собраны первые 25 танков Т-34 и отправлены на фронт. Отец был калильщиком, занимался термической обработкой металла. Труд был настолько тяжелым, что, отработав полсмены, люди валились с ног, а смена длилась 10-12 часов.
С конвейера танкового цеха каждые 40 минут сходила новая машина, их отправляли на фронт эшелонами. Каждый третий танк Т-34, принимавший участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, был выпущен в Нижнем Тагиле. В общей Победе есть заслуга и Леонтия Долгушина!
На заводе он проработал до 1966 года, когда вышел на пенсию.
- Впечатлениями о работе во время войны он делился скупо, производство было секретным, - говорит его дочь. – Начал рассказывать уже спустя много-много лет, практически в конце своей жизни. За вклад в создание оружия Победы отец был удостоен многих наград – грамот, благодарностей, знаков «Отличник социалистического соревнования» министерства транспортного машиностроения, «Ударник коммунистического труда», медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
Дело отца и деда продолжило молодое поколение. На Уралвагонзаводе работали три дочери Леонтия Ивановича: Зоя Долгушина (Челышева, 1939 г.р.), Александра Долгушина (1941 г.р.), Людмила Долгушина (Семеновых, 1943 г.р.) и внучка Марина Семеновых, окончившая пермский политехнический институт. В течение 40 лет трудился его зять Владимир Семеновых. Общий заводской стаж семьи на УВЗ – 165 лет!
52 года отдал предприятию Леонид Борисович Батенков. Воспоминания о нем хранятся в памяти Валентины Семеновых.
- В самом начале войны из западных регионов страны в Нижний Тагил были эвакуированы 40 промышленных предприятий. 12 из них, в том числе харьковский паровозостроительный завод, разместили на территории вагоностроительного завода. В августе 1941 года был создан крупнейший в мире Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна, - продолжает рассказ Валентина Семеновых. – С другими харьковчанами прибыла в Нижний Тагил и семья Батенковых.
Борис Исакович (1905 г.р.), по профессии техник, приступил к делу в 1941 году и трудился до выхода на пенсию в течение 29 лет. Его 14-летний сын Леонид устроился на завод в 1943-м слесарем-механиком в информационно-вычислительный центр, позже работал слесарем-сборщиком, слесарем-сдатчиком на сборочном конвейере. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».
После службы в армии вернулся на завод. С 1957 года трудился в отделе материально-технического снабжения – инженером, старшим инженером, начальником бюро, заместителем начальника отдела 39. С 1979 по 1995 годы – начальником управления материально-технического снабжения.
По словам Валентины Леонтьевны, Леонид Борисович обладал энциклопедическими знаниями о возможностях поставщиков в России и ближнем зарубежье. При его личном участии были разработаны новые формы договорных отношений. В 1975 году Батенков был награжден орденом «Знак почета». Его имя внесено в книгу «Замечательные люди Вагонки».
Сын Владимир окончил физико-технический факультет УПИ, до отъезда за рубеж работал в НИИ Свердловска. Дочь Наталья училась в московском институте железнодорожного транспорта. Старший внук Дмитрий – доктор математических наук, работает в университете Тель-Авива.
ФОТО ИЗ АРХИВА ВАЛЕНТИНЫ СЕМЕНОВЫХ.
Леонтий Долгушин с женой Степанидой.