Логотип Тагильский Рабочий

165 лет на Уралвагонзаводе

Изображение 165 лет на Уралвагонзаводе

Для многих читателей «ТР» присвоение Нижнему Тагилу почетного звания «Город трудовой доблести» стало одним из самых значимых событий 2020 года. Они звонили в редакцию, чтобы поделиться радостью, благодарили за цикл публикаций о тружениках тыла, рассказывали о своих родственниках, работавших во время Великой Отечественной войны и внесших свой вклад в Победу.

Заслуженный учитель школы РСФСР, почетный ветеран города Валентина СЕМЕНОВЫХ рассказала о династии Долгушиных-Семеновых, четыре поколения которой работали на Уралвагонзаводе более полутора веков.

- Я люблю свой город, здесь я родилась, училась в прекрасной школе №38 станции Нижний Тагил Свердловской железной дороги, в педагогическом институте и проработала в системе образования более 40 лет, - начала разговор Валентина Леонтьевна. - Радуюсь, что город хорошеет и, уверена, к своему юбилею будет еще краше. Горжусь, что в год 75-летия Великой Победы Указом президента ему было присвоено почетное звание «Город трудовой доблести».

Дед Валентины Леонтьевны, Иван Илларионович Долгушин (1878 г.р.), и его сын Леонтий (1908 г.р.) устроились на строительство Вагонзавода в 1936 году.

- Через два года дедушка ушел по состоянию здоровья, а отца призвали в армию, - вспоминает Валентина Семеновых. – Вернулся обратно на завод, отслужив на Дальнем Востоке в пограничных войсках. Когда началась Великая Отечественная, производство всего за два месяца перестроили на выпуск военной продукции. В декабре 1941 года были собраны первые 25 танков Т-34 и отправлены на фронт. Отец был калильщиком, занимался термической обработкой металла. Труд был настолько тяжелым, что, отработав полсмены, люди валились с ног, а смена длилась 10-12 часов.

С конвейера танкового цеха каждые 40 минут сходила новая машина, их отправляли на фронт эшелонами. Каждый третий танк Т-34, принимавший участие в боевых действиях во время Великой Отечественной войны, был выпущен в Нижнем Тагиле. В общей Победе есть заслуга и Леонтия Долгушина!

На заводе он проработал до 1966 года, когда вышел на пенсию.

- Впечатлениями о работе во время войны он делился скупо, производство было секретным, - говорит его дочь. – Начал рассказывать уже спустя много-много лет, практически в конце своей жизни. За вклад в создание оружия Победы отец был удостоен многих наград – грамот, благодарностей, знаков «Отличник социалистического соревнования» министерства транспортного машиностроения, «Ударник коммунистического труда», медали «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

Дело отца и деда продолжило молодое поколение. На Уралвагонзаводе работали три дочери Леонтия Ивановича: Зоя Долгушина (Челышева, 1939 г.р.), Александра Долгушина (1941 г.р.), Людмила Долгушина (Семеновых, 1943 г.р.) и внучка Марина Семеновых, окончившая пермский политехнический институт. В течение 40 лет трудился его зять Владимир Семеновых. Общий заводской стаж семьи на УВЗ – 165 лет!

52 года отдал предприятию Леонид Борисович Батенков. Воспоминания о нем хранятся в памяти Валентины Семеновых.

- В самом начале войны из западных регионов страны в Нижний Тагил были эвакуированы 40 промышленных предприятий. 12 из них, в том числе харьковский паровозостроительный завод, разместили на территории вагоностроительного завода. В августе 1941 года был создан крупнейший в мире Уральский танковый завод №183 имени Коминтерна, - продолжает рассказ Валентина Семеновых. – С другими харьковчанами прибыла в Нижний Тагил и семья Батенковых.

Борис Исакович (1905 г.р.), по профессии техник, приступил к делу в 1941 году и трудился до выхода на пенсию в течение 29 лет. Его 14-летний сын Леонид устроился на завод в 1943-м слесарем-механиком в информационно-вычислительный центр, позже работал слесарем-сборщиком, слесарем-сдатчиком на сборочном конвейере. Награжден медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов».

После службы в армии вернулся на завод. С 1957 года трудился в отделе материально-технического снабжения – инженером, старшим инженером, начальником бюро, заместителем начальника отдела 39. С 1979 по 1995 годы – начальником управления материально-технического снабжения.

По словам Валентины Леонтьевны, Леонид Борисович обладал энциклопедическими знаниями о возможностях поставщиков в России и ближнем зарубежье. При его личном участии были разработаны новые формы договорных отношений. В 1975 году Батенков был награжден орденом «Знак почета». Его имя внесено в книгу «Замечательные люди Вагонки».

Сын Владимир окончил физико-технический факультет УПИ, до отъезда за рубеж работал в НИИ Свердловска. Дочь Наталья училась в московском институте железнодорожного транспорта. Старший внук Дмитрий – доктор математических наук, работает в университете Тель-Авива.

ФОТО ИЗ АРХИВА ВАЛЕНТИНЫ СЕМЕНОВЫХ.

Леонтий Долгушин с женой Степанидой.

Прочитали? Можете поделиться этим материалом в:

Поиск по сайту

Разделы