8 февраля 1945-го сюда на первое дежурство пришла дочка санитарки родблока Любови Александровны Петровой - двенадцатилетняя Валечка. Днем девочка отбывала смену в стационаре, с заходом солнца шла на уроки в вечернюю школу.
Став совершеннолетней, Валентина поступила в нижнетагильский медицинский техникум, окончила вечерние двухгодичные курсы медсестер и навсегда связала свою судьбу со 2-й Советской больницей, в год своего 230-летия получившей наименование Демидовская.
В конце 2022-го Валентине Никитичне Петровой, той самой Валечке, исполнилось 90 лет. Она – сама история тагильского здравоохранения. В буквальном смысле ходячая, поскольку не признает общественный транспорт, по всем делам ходит пешком, в том числе и раз в неделю подписчица с полувековым стажем забегает в редакцию «ТР» за свежей газетой. Дома от корки до корки читает «толстушку» мужу: Валентин и Валентина вместе 65 лет.
В аптеку - на телеге
12-летняя девчонка-санитарка доросла до уважаемого в коллективе врачей-фронтовиков медработника и секретаря комсомольской организации, профорга.
Валентина Никитична - труженик тыла и ветеран труда. Награждена медалью «Труженик клинической лаборатории», многочисленными благодарностями горздравотдела. Но больше наград ценит свои фотоальмы, достойные любой музейной экспозиции.
- Смотрите, на этой карточке рядом со мной главный врач больницы в 1945-м Евгений Маврикиевич Нейенбург, - вспоминает Валентина Никитична. – В войну детей охотно брали в штат. А мы и рады стараться – голодно было, без дополнительных рабочих карточек семье не выжить.
Одобрила мою кандидатуру на трудоустройство и заведующая роддомом Сара Борисовна Шевелева, эвакуированная из Кривого Рога. Работали мы все в те годы много, тяжело.
Валю взяли на доставку передач для рожениц. Слишком маленького роста, она не дотягивалась до окошка, приходилось подставлять ящик под ноги.
- На первом этаже располагались палаты, на втором - хирургия. Печное отопление, во дворе – кочегарка, - продолжает наша собеседница.
Страшно боялась опоздать на работу, это считалось преступлением. Хорошо еще бежать приходилось недалеко - одноэтажные жилые строения с огородами стояли там, где сейчас городской фонтан на набережной.
Отец умер, когда Валечке исполнилось три года. Детей воспитывала мама. Позже ушел из жизни и брат. Остались одни женщины – все работали во 2-й Советской. Сестра Вали Александра Никитична Пискунова - тоже заслуженный работник Демидовской лаборатории.
Чтобы кормить рожениц и других пациентов стационара, больница держала большое подсобное хозяйство: свиньи, лошади. После смен сотрудники уезжали на покосы, прополку и уборку турнепса, моркови, картофеля, на заготовку дров. Сами топили печи, чинили телеги.
- Новорожденных с номерками на ручках полагалось доставлять мамам в коляске огромных размеров, надежной, не скрипучей. Чинили все сами, - улыбается Валентина Никитична. - Для отопления печи разжигали. Ездила в телеге, запряженной лошадью, в аптеку, туда, где теперь здание налоговой инспекции, за лекарственными препаратами для больных и операционной.
Газета «Тагильский рабочий», сентябрь 1942 года:
«Подписывая рапорт товарищу Сталину, – рассказывает главный врач второй советской больницы Евгений Маврикиевич Нейенбург, – мы взяли на себя обязательство своевременно подготовить больницу к зиме. Решили все сделать своими силами.
Ко всему сотрудники больницы приложили свои хозяйские руки. Больница не имела подсобного хозяйства, что ухудшало питание больных. Коллектив решил создать такое хозяйство. Взяли 20 гектаров земли, из которой 8 гектаров засадили картофелем и овощами.
Тщательный уход за посевами и уборку урожая обеспечил медицинский персонал. Здесь нельзя обойти молчанием и сметку шофера т. Помигалова. Сделав некоторые приспособления, он использовал грузовую машину на пахоте земли. Сейчас он работает над тем, чтобы с помощью автомашины обеспечить обмолот овса.
Заготовлено также 20 тонн качественного сена.
Несмотря на большую загрузку транспорта, больница в течение лета сумела вывезти 573 кубометра дров, закупила 200 тонн торфа и 220 тонн коксика. Таким образом, топливом больница будет обеспечена полностью.
В помощь постоянной ремонтной бригаде ежедневно выделялось 16 товарищей, которые починили крыши, отремонтировали канализацию, построили два овощехранилища (одно для сотрудников больницы), вещевой склад.
Трудно сказать, кто лучше работал на ремонте, – говорит старшая сестра т. Дудкевич. – Многие товарищи, например, Порошина, сами приходили и заявляли: «Я сегодня свободна, используйте меня». И, засучив рукава, люди безотказно работали.
Санитарки оказались искусными малярами и... вся побелка – дело их рук».
«Тагильский рабочий» от 3.03 1944 года:
«Коллектив медицинских работников 2-й Совбольницы (главврач т. Нейенбург) выполнил свои обязательства, взятые ко Дню Красной Армии. Работники больницы значительно улучшили уход за больными. В родильном отделении открыты новые палаты новорожденных, отремонтировано и оборудовано помещение под приемный покой.
Широко развернута массовая работа среди больных. При родильном отделении работает школа матерей. Матери получают здесь необходимые знания по уходу за детьми».
Пять главврачей
В Демидовской Валентина Петровна проработала 42 года. Все известные главные врачи остались в ее памяти. Каждый - эпоха в здравоохранении не только Нижнего Тагила, но и Свердловской области.
- При мне больницей руководили Нейенбург, Эпштейн, Великанов, Бабич, Геймбух, – рассказывает Валентина Никитична. - Бабич и его супруга Ирина – уникальный врач-гинеколог были настолько простыми и доброжелательными людьми, что и не поверишь. Только благодаря Бабичу удалось отстроить новые здания Демидовской. Если бы не его авторитет и уважение к нему на наших предприятиях, сегодня бы нечего было реконструировать. Николай Бабич заботился о здоровье всех – от санитарки до завотделения. Мою маму сам лечил, - добавляет Валентина Петрова.
Бабич
Маевки - речевки - любовь
- Какая замечательная у нас была жизнь, - восклицает Валентина Никитична. - Дружный коллектив. Одно слово - семья. И биохимическая, и клиническая лаборатории, и другие отделения объединялись, часто выезжали на маевки, проводили праздники, собрания, пели хором, читали речевки. Там и семьи будущие создавались – крепкие, на всю жизнь.
Когда Валечка выходила замуж, даже фамилию не пришлось менять. Все шутили: «Петрова Валя полюбила Петрова Валю».
Ее избранник Валентин Васильевич Петров после армии приехал в Нижний Тагил для участия в многочисленных стройках. Так и проработал 35 лет в домостроительном комбинате, он тоже ветеран труда.
Познакомились у подружки на дне рождения.
- Нам по 25 лет тогда исполнилось, - улыбается Валентина Никитична. - Послевоенное время по обеспечению мало чем от военного отличалось, до 1950-голегче не становилось в плане экономики – голод, разруха.
Но Дом культуры работал ежедневно. Ездили на творческие конкурсы в Екатеринбург. Костюмы шили на тагильской трикотажной фабрике. Зимой на коньках, лыжах катались.
- Свидания были, как полагается, с прогулками, ухаживанием. Ходили в парк Бондина на танцы. Детей Бог нам не дал, но мы многим семьям в ходе общественной работы помогали. Моего мужа все наши медики лаборатории хорошо знали.
Сегодня Валентин Васильевич на инвалидности и полном попечении своей Валечки.
- Берегу здоровье и силы, чтобы не оставить одного своего дорогого и любимого, - объясняет наша героиня.
Формула кровина счетах
На одном из комсомольских заседаний Вале стало плохо.
- Меня спасла наша Дятлова – зав. хирургией, фронтовичка. Одна из великих тагильских хирургов послевоенного периода. Она без УЗИ разглядела, что аппендицит осложненный. Точно все диагностировала. Четыре часа оперировала. Маме и сестре ничего не говорила, пока операция не закончилась.
Позже выхаживала, говорила: «Ты у меня, Валя, полжизни отняла».
- Тогда медицина была не так оснащена, как сегодня, – говорит Валентина Никитична. - В лаборатории формулу крови выводили на счетах. Сейчас - на компьютерах. Но мы понимали свою ответственность за жизнь пациента и не обращали внимания на трудности. Помню, для больных гематологии делали все срочно, в любое время суток – тяжелые туда поступали, обессилившие от голода люди.
Внимательность и уважение к тем, кому плохо, – от нас этого требовали неукоснительно. Не можешь - уходи, не позорь профессию.
Валентина Никитична не обижается на то, что в наши дни ее не узнают в поликлинике, когда она приходит туда за справкой – столько лет прошло! Она – одна, кто еще знает, каково это - вылечить, обогреть и накормить больного. Но мечтает, чтобы встречи ветеранов проводились чаще. Замечательно, если это станет новой традицией в отремонтированном музее Демидовской.
Анжела ГОЛУБЧИКОВА.
ФОТО СЕРГЕЯ КАЗАНЦЕВАИ ИЗ АРХИВА ВАЛЕНТИНЫ ПЕТРОВОЙ.